Утверждаю Директор спец. школы №107 |
Салимова Н.К. |
Дата |
|
Класс: |
8а |
Тема урока. Решение задач. Применение теоремы Пифагора.
Цель урока:
· Образовательные: закрепить знание теоремы Пифагора.Совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы Пифагора.
· Развивающие: развитие логического и творческого мышления, пространственного воображения, навыков самоанализа и самоконтроля, доказательной математической речи. Стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни.
· Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи, воспитание доброжелательных отношений друг к другу, выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения.
Тип урока. Закрепление изученного.
Оборудование. Проектор,фотографии , чертежи.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Какая теорема в средние века называлась «магистром математики»?(Теорема Пифагора).Такое название носила теорема Пифагора. Вместо экзамена по математике студент должен был принести присягу , что он читал определенное количество глав «Начал «Евклида. Фактически же никто не преодолевал больше 1 главы. Поэтому последняя теорема первой главы теорема Пифагора носила название «магистра математики».Итак сегодня мы проверим кого же мы можем по меркам средних веков отнести к магистрам математики? Тема нашего урока «Применение теоремы Пифагора».(слайд 1.)(слайд 2)Сообщение цели урока.
2. Сегодня у нас урок пройдет в виде соревнования , соревнуются 3 команды.
Представление команд.(название команды , девиз, эмблема.)
(слайд 3)
На сегодняшний день существует более 377 способов доказательства теоремы Пифагора. Вашим домашним заданием было найти и представить нам оригинальные способы доказательства этой теоремы.
А пока ребята готовятся представить нам доказательства , немного истории.
2.Историческая справка.
(слайд 4)(слайд 6)
3.Соревнования команд
1)Доказательство теоремы Пифагора.
1 способ
Еще одно наглядное доказательство теоремы Пифагора принадлежит индусам. Посмотрите внимательно на два квадрата, и вам всё станет ясно. Индусы к этому чертежу добавляли лишь одно слово: «СМОТРИ!»
Бхаскари.
2 способ
Для самого простого доказательства теоремы Пифагора для прямоугольного треугольника нужно задать идеальные условия: пусть треугольник будет не только прямоугольным, но и равнобедренным. Есть основания полагать, что именно такой треугольник первоначально рассматривали математики древности.
Утверждение «квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на его катетах» можно проиллюстрировать следующим чертежом:
3 способ
Двадцатый президент США Джеймс Гарфилд, который был избран президентом в 1880 году тоже смог привести свое доказательство теоремы Пифагора. Причём сделал он это доселе неизвестным способом. А узнать об этом широкие массы американцев смогли почти через 60 лет после его смерти. Правда, в изданной в 1940 году книге с доказательствами теоремы Пифагора доказательство Гарфилда затерялось, так как всего там было представлено 370 различных способов доказательства теоремы.
.
2)Логическая минутка.
3)Блиц – опрос.
Каждая команда задает по 1 вопросу соперникам.
1)Сформулируйте теорему Пифагора.
2)Свойства прямоугольного треугольника.
3)Свойства углов ,образованных при пересечении параллельных прямых и секущей.
4)Теорема Фалеса.
5)Чему равна площадь равностороннего треугольника.
6)Свойство средней линии треугольника.
4.Решите задачу.
5)Экономный
архитектор.
6)Реши задачу.
.Представьте что у вас появились друзья в других странах.и они обратились к вам за помощью.
4.Домашнее задание.Тесты к главе.
6.Подведение итогов.
Закончить я хочу словами итальянского астронома Скиапарелли, который сказал. Что если мы хотим дать знать внеземным цивилизациям о существовании разумной жизни на земле, то следует посылать в космос изображение Пифагоровой фигуры. Эту информацию смогут принять мыслящие существа и понять, что на земле существует достаточно развитая цивилизация.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Учитель.Лопатина. Л.М.